ШКОЛА – ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Заместитель
директора по ВР МБОУ «Новополтавская СОШ» Созинова И.В. Наша
школа является единственным учреждением среднего образования
на территории села Новополтавка .Школа работает
стараясь аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт
педагогической работы. В ОУ сформировалась та атмосфера, в которой ребёнок
полноценно развивается духовно, физически, культурно. Наша школа – это центр
воспитания. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива,
субъекты образовательного процесса. Нас объединяют общие заботы, проблемы,
результат решения которых зависит от характера взаимодействия. В условиях села
отношение педагогов с семьями являются более естественными, отличаются большей
активностью, значительной информированностью друг о друге, что положительно
влияет на организацию совместной работы. Школа является тем местом, где
собираются взрослые и дети на праздники, провести свободное время, пообщаться.
Эти обстоятельства помогают нам, педагогам, проявляют большую активность в
установлении постоянных контактов с родителями детей, семьями. Оказывать
значительное влияние на формирование уважительных отношений между членами
семьи. Школа для
ученика, она должна научить его быть человеком, для чего необходимо добиваться
гармонического развития следующих сфер: интеллектуальный, мотивационный,
эмоциональный, волевой, предметно – практический, саморегуляции. Результатом образования является
умение выпускника реализовать в повседневной жизни, полученные в школе знания и
навыки и использовать их для повышения личной конкурентоспособности и
саморазвития. Взяв за основу богатейшие традиции и историю классического
образования, коллектив школы поставил перед собой цель: создание и
развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и её
становлению. Девизом стали слова
М.Горького « В каждом человеке есть бубенчик, и задача педагога сделать
так, чтобы он зазвучал. Создана воспитательная система гуманистического типа,
которая находится в постоянном развитии..
Проблема, над которой работает школа: «Развитие гармоничной личности
посредством внедрения компетентно – ориентированного подхода в образовательный
процесс». В
течение трёх лет мы решали следующие задачи: -формирование
гражданско – патриотического сознания, устойчивости, нравственной позиции,
толерантности; -развитие
познавательных интересов, потребности в познании культурно – исторических
ценностей, творческой активности; -социализация
обучающихся, подготовка их к жизни в современных условиях, профессиональная
ориентация; -создание
условий в образовательном пространстве для проявления и развития индивидуальных
способностей детей; -совершенствование
методического мастерства классного руководителя способного компетентно решать
вопросы воспитания школьников; -воспитание
компетентностного отношения школьников к здоровому образу жизни.
Для функционирования воспитательной системы созданы все условия:
определены классные руководители, в системе проводятся заседания творческой
группы классных руководителей Всё это обеспечивает включение всех детей в
воспитательный процесс. В
целях совершенствования воспитательного процесса и расширения воспитательного
пространства школа использует связи с различными учреждениями социума по
вопросам воспитания.
Школа на селе – это не просто образовательное учреждение, это мощный фактор
развития самой сельской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы – все
равно, что церковь без креста. Реализуя
основные направления «Школа как центр воспитательной работы на селе» мы
решаем следующие задачи: Школа
функционирует стабильно в режиме дня. 2.Деятельность
школы строится в соответствии с государственной нормативной базой и программно
–целевыми установками 3.Педагогический
коллектив на основе анализа и структурирования возникающих проблем умеет
выстроить перспективы развития в соответствии с уровнем требований современного
этапа развития общества. 4.Школа
предоставляет доступное, качественное образование, воспитание, развитие в безопасных,
комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого
ребёнка. 5.
Качество образовательно- воспитательных воздействий осуществляется за счёт
эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе
информационно- коммуникативных. 6.
Школа планомерно работает над проблемой здоровья школьников, не допуская
отрицательной динамики состояния се равно, что церковь без креста». Есть
хорошая школа – будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия. В
прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится
решение многих вопросов жизни села. Воспитательная
работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка
формируется в семье Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных
института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать
между собой. С этой целью в школе ведется большая работа с родителями и
лицами их заменяющими. К сожалению основной контингент учащихся нашей школы
– представители рабочих и безработных семей, незначительная часть
интеллигенции. Ежегодно проводятся общешкольные родительские
собрания различной тематики, ни одно
праздничное мероприятие в школе не проходит без участия родителей
Осуществляется контроль за поведением подростков, состоящих на внутришкольном
контроле в урочное и внеурочное время. Все подростки, склонные к
правонарушениям вовлечены в спортивные секции и кружки- 100%. Систематически
осуществляется профилактическая работа с
неблагополучными семьями. Школой были предложены консультации с классными
руководителями, с учителями-предметниками, с социальным педагогом.
Ежегодно в школе для рациональной работы с различными семьями детей
школы составляется «Социальный паспорт», что позволяет своевременно: Уделить
больше внимания детям из неблагополучных семей, находящимся в трудной жизненной
ситуации. Семьям имеющим
проблемы в воспитании детей, оказывать
консультативную помощь по вопросам обучения, воспитания. Осуществлять целевое воздействие на
проблемных учащихся комплексно: школа - ребёнок – семья – социум. Организовать индивидуальную
профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в
социально опасном положении. Организовать социально-педагогическую реабилитацию В школе действует программа
профилактики правонарушения «Подросток». Огромное внимание в школе уделяется
беседам о здоровом образе жизни Классными руководителями ежегодно проводятся
классные часы, беседы, диспуты по профилактике наркомании, алкоголизма,
табакокурения и правонарушений в 5 - 11 классах. В школе налажена работа Наркопоста.
Проводятся беседы, лекции о вреде курения, о вреде и последствиях употребления
наркотиков, о личной гигиене и т.д. Медицинский работник участник школьных акций о здоровом образе
жизни. Участковым инспектором , работником
ГИБДД, инспектором ПДН регулярно проводятся профилактические беседы с
подростками «группы риска» и просто учащимися. Сегодня сельская
школа – это больше, чем просто образовательное учреждение. Школа является центром
гражданской активности на селе, инициатором общественно-полезных дел. Учащиеся школы
принимают активное участие в решении проблем на уровне всей школы и всего
поселка. Заключается это в создании социальных проектов. Совместно с администрацией
села разработан проект « Помни, село, земляков своих», направленный на
укрепление духовного роста наших учащихся.В рамках реализации проекта по эскизам наших учащихся
установлен новый памятник воинам новополтавчанам, укреплены таблички на домах
тружеников тыла.
Учащиеся Новополтавской школы –
постоянные участники мероприятий, проводимых работниками Дома культуры. Стало
традицией проводить совместные праздники: День учителя, день пожилого человека,
День матери, Новогодние посиделки, Проводы русской зимы, 23 февраля,
международный женский день, День защиты детей, смотры художественной
самодеятельности, игровые программы для младших школьников и т.д. Опыт
взаимодействия школы с социальными структурами села убеждает в том, что одно из
эффективных средств осуществления занятости детей- коллективное творческое
дело. Коллективное творческое дело имеет огромное
влияние как личность каждого человека, на класс, так и на весь большой
ученико – учительский -родительский коллектив школы. Таким образом, идут
три важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного
коллектива, формирование личности школьника в коллективе и привлечение
родителей к участию в классных, школьных КТД. Не секрет, что школа
на селе – это единственное учреждение, которое приобщает детей к занятиям
физической культурой и спортом, место организованного проведения досуга,
единственный центр интеллектуально – культурной жизни села. Одна из традиций нашей школы это проведение
праздничного концерта посвященного Дню Победы к этому мероприятию мы готовимся
в течении не одного месяца. В нем принимает участие все члены педагогического
коллектива и 100% учащихся. В процессе совместной деятельности
формируются, развиваются отношения между детьми, устанавливаются отношения
между взрослыми и детьми. Всё это создаёт обстановку нравственного благополучия
в интересах развития ребёнка, направленного на развитие его способностей.
Только в сельской школе , такой союз: «родители-ученики-учителя», делает
особенным отношение к образовательному учреждению потому что через школу «
проходят» все члены семьи, сначала там учатся дедушка или бабушка, потом мама
или папа, а затем их дети. В результате у семьи формируется определенное
отношение к школе,, как к родному дому. И все эти взрослые и дети живут в
едином ритме. Этот ритм задает дух традиций
родного села. Почему же школа стала инициатором изучения и сохранения
национальной культуры родного села? …Да потому, что не перестает быть
актуальным вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что
возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней
человек будет искренне любить свою Отчизну. А ведь известно, что любовь к
большой Родине начинается с любви к Родине малой...Можно усомнится в актуальности
воспитания украинской национальной
культуры у сегодняшних учащихся Новополтавской школы, но это принципиальное
решение нашего педагогического коллектива в этом вопросе так как поколение не
знающие культуры своих предков навряд ли будет в состоянии сохранить свою
современную культуру РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ КАК ЦЕНТРА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЕ 1.100% выпускников продолжают
обучение в высших (60%) и средне – специальных учебных заведениях. На
протяжении трёх лет среди выпускников 1 золотой медалист и 2 серебряных 3. В учебно- воспитательном
процессе школы реализуются современные педагогические технологии, в т. ч.
Информационно – коммуникативные, формируется единая информационная
образовательная система. 4.Более 82% обучающихся привлечены
к кружковой и секционной деятельности. 5. 100% детей «группы риска» и
детей, стоящих на внутришкольном контроле, вовлечены в секционную и кружковую
работу. Более 8 лет на учете в ПДН не стоит ни один из наших учащихся. 6.Учащиеся Новополтавской школы
добиваются высоких результатов, участвуя в районных, краевых мероприятиях. 7.75% охват детей организацией
летнего отдыха. 8.Ведётся постоянна забота о
здоровье детей по программе «Здоровье». Индекс здоровья школьников повысился с
42% до 50%. 9.Наблюдается рост
удовлетворённости обучающихся и родителей воспитательной работой школы . 10. Продолжают развиваться формы
взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, отчёты
детей перед родителями, родительские лектории. 11.Сохраняются и преумножаются
традиции школы. 12.Ведётся постоянное
сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания
13. В школе накоплен богатый
методический материал и положительный опыт работы в проведении классных часов,
сборе и оформлении информации поискового материала для школьного музея.
На высоком уровне проходят вечера, праздники, концерты, встречи с интересными
людьми. . 14. Ведётся постоянное обновление
методическими материалами, отчетами по учебной и воспитательной работе на сайте
школы для детей, родителей.
Я полагаю
,что исходя из всего сказанного можно , что школа уделяет большое внимание
вопросам воспитания обучающихся и является центром воспитательной работы на
селе. |