УТВЕРЖДАЮ
директор школы /Сутугин Н.В.
приказ №_____ от «____» ______________2014 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «Новополтавская СОШ»
1. Общие положения
1.1 Инклюзивное образование – образование, которое предоставляет возможность каждому, несмотря на имеющиеся физические, социальные, языковые и другие особенности, быть вовлеченными в общий процесс обучения и воспитания. Иными словами, инклюзивное образование – это включение детей с ограниченными возможностями в обычную образовательную среду.
1.2 В МБОУ «Новополтавская СОШ» (далее Организация) организуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья согласно следующим нормативным документам:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Минобразования РФ от 26.04.2001 №29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями);
- Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- 1.3 Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, сотрудниками Организации.
- 1.4 Основными целями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации являются:
- - создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении;
- - обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении его обучения в образовательном учреждении общего типа;
- - формирование общей культуры личности обучающихся на основе государственных образовательных программ;
- - адаптация к жизни в обществе;
- - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
- формирование здорового образа жизни;
- вовлечение в совместную работу наряду со специалистами образования, здравоохранения, социальной защиты, родителей, родительских ассоциаций, общественных организаций.
1.5 Форма и степень участия специалиста в поддержке определяется в каждом отдельном случае исходя из особенностей нарушения и личности ребенка.
2. Организация инклюзивного образования
2.1 Инклюзивное обучение предполагает право получения детям с ограниченными возможностями здоровья образования в пространстве средней общеобразовательной школы. При этом реализуются как образовательные программы (в соответствии с государственным стандартом), так и реабилитационные мероприятия (компенсация ограничений жизнедеятельности).
2.2 Согласно письму Минобразования РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» форма и степень включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его физического развития. Дети, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
2.3 В интегрированные общеобразовательные классы Организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья согласно письменному заявлению родителей (законных представителей) и в порядке, предусмотренным Уставом Организации.
2.4 Наполняемость интегрированных общеобразовательных классов устанавливается в количестве 20 человек. Количество детей с особенностями в развитии не должно превышать 5 человек из общего количества детей.
2.5 До включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждение специалисты проводят подготовительную работу с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей.
2.6 Психолого-педагогическое диагностирование в общеобразовательных интегрированных классах проводится только с письменного согласия родителей (законных представителей), в следующем порядке:
- организация сбора информации после педагогических собеседований о поступающих в школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
- специальное диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости, выявления ее вероятных причин;
- проведение углубленного изучения психофизических и интеллектуальных особенностей ребенка специалистами при возникновении проблем в обучении и адаптации.
2.7 Обучающиеся успешно усваивающие образовательные программы по решению педагогического совета школы переводятся в следующий класс.
2.8 Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).
2.9 При отсутствии положительной динамики в усвоении образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях общеобразовательного класса по решению психолого-педагогического консилиума обучающиеся дети в установленном порядке направляются на дополнительную психолого-медико-педагогическую диагностику в ПМПК для получения рекомендаций и определения форм и методов обучения в общеобразовательном классе.
2.10 В процессе внедрения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду необходимо обеспечивать участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
2.11 Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право с разрешения педагогов присутствовать на уроках и на индивидуальных занятиях специалистов, принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.12 Роль родителей (законных представителей) в процессе включения ребенка в общеобразовательную среду качественно изменяется: они принимают активное участие в жизни детского коллектива, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции.
3. Организация образовательного процесса в интегрированном общеобразовательном классе
3.1. Образовательный процесс в интегрированном общеобразовательном классе регламентируется школьным учебным планом, составленным в соответствии с примерным учебным планом, расписанием учебных и коррекционных занятий.
3.2. При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 79 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», наряду с применением современных образовательных технологий, дистанционных образовательных технологий обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.
3.3. Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Для обучающихся, не усваивающих учебную программу на уроке, оказывается индивидуальная и групповая психолого-педагогическая помощь.
3.4. Педагог общеобразовательного интегрированного класса при внутренней дифференциации несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за качество образования обучающихся с особенностями в развитии и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, за соответствие выбранных форм и методов организации образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
3.5. Вопросы, связанные с переводом обучающихся в образовательных учреждениях общего типа детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение, должны решаться в порядке, установленном статьей 58 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
4. Участники образовательного процесса
4.1. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники ОУ, обучающиеся с особыми образовательными потребностями и их родители (законные представители).
4.2. Направление детей в ОУ осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
4.3. В режим интегрированного обучения обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий.
4.4. Перевод ученика в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий.
4.5. Медицинское обеспечение в ОУ осуществляют медицинские работники, которые совместно с администрацией Организации отвечают за охрану здоровья обучающихся и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, питания.
4.6. Педагог-психолог оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам с учетом здоровья и особенностей их психофизического развития, дает им рекомендации по содержанию педагогической коррекции.